Площадка свободного общения по вопросам профилактики девиантного поведения несовершеннолетних действует в форме "Вопрос - ответ". Приглашаем к участию!
На Ваши вопросы отвечает педагог - психолог МБДОУ "Детский сад №15 "Берёзка". Вопрос можно прислать на электронную почту: detsad15.berezka@yandex.ru
Записаться на консультацию
Девиантное поведение детей дошкольного возраста.
Что такое девиантное поведение?
Девиантное поведение - это поступки противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. В психологии девиантное поведение у детей определяется ошибочным антиобщественным образцом решений конфликтных ситуаций и полным игнорированием истинной реальности, что приводит к нарушению принятых норм или нанесению ущерба окружающим и себе.
Причины девиантного поведения у ребенка различны, к ним относятся: социальные и биологические факторы, особенности физиологического и психического развития малыша, специфика окружающей среды.
За частую взрослые, требующие от ребенка дисциплинированности, соблюдения культуры поведения, натыкаются на вопрос дошкольника "А почему я должен так поступать?". Отвечать нужно своевременно и аргументировано. Если взрослые не смогли или не захотели объяснить ребенку суть требования, результатом становится формирование искаженного представления у ребенка об общепринятых нормах. Ещё одна причина педагогического характера - злоупотребление запретами. Если взрослые превышают ограничительные меры, у ребенка вполне возможно возникает обратная защитная реакция в форме аномального поведения. В случае, когда взрослые в полной мере не учитывают индивидуальные, возрастные психологические особенности малыша, повышается вероятность ошибок в оценивании его возможностей. А это приводит к возникновению конфликтных ситуаций и плохого поведения.
Как обращаться с ребенком, чтобы предупредить формирование развития девиантного поведения.
1. В своих отношениях с ребенком придерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей.
3. Избегайте повторения слов "нет" и "нельзя". Не запрещайте действия ребенка в категоричной форме. Измените форму обращения, вместо приказа используйте просьбу.
4. Говорите сдержано, спокойно, мягко. Автоматически, одними и теми же словами повторите многократно просьбу (спокойным тоном). Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
5. выработать и расположить в удобном месте свод правил поведения в группе, школе, дома. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
6. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
7. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной реакции, которая помешает ей понять, за что её ругают. Спокойно разберите её ошибки.
8. Расскажите о своих чувствах, возникших при его капризах, подчеркнув, что родители любят ребенка всегда и всякого, но его поведение им не нравится.
9. Найдите ребенку интересное занятие. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневна физическая активность на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
10. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить.
Если самостоятельные способы найти общий язык с трудным ребенком не представляется возможным, нужно обратится к помощи психолога.